Знакомство и отношения

Феномен одиночества в толпе

 
 


Чувство одиночества знакомо каждому человеку, и этой теме отведено обширное место в психологических исследованиях ученых всего мира. В 60-е годы западные психологи считали, что проблема одиночества будет решена в условиях компьютерной цивилизации. Но сегодня очевидно, что у проблемы гораздо более глубокие социальные и психологические корни. О феномене одиночества в толпе, когда человек, постоянно находясь в окружении множества людей, испытывает чувство душевной пустоты и собственной отверженности, рассуждает доктор философских наук, профессор Павел Семенович Гуревич.

Отчего страдает современный человек?  

Тема одиночества универсальна. На одиночество жалуются все. Иногда складывается впечатление, что людей, которые не одиноки, чувствуют сплотку, сближенность с другими людьми, ощущают радость общения – не так уж и много. Надо сказать, что в 60-х годах минувшего века эта тема была затронута многими видными американскими социологами. Я назвал бы работу Дэвида Рисмена, известного американского эксперта, его книга «Одиночество в толпе» вызвала тогда огромный эффект, потому что как можно быть одиноким в толпе, толпа – это как будто бы некая массовая захваченность общими чувствами. И как можно вообще автономно, уединенно существовать внутри толпы? Как можно быть одиноким внутри огромного сборища людей? Но это социологический и психологический факт, тема одиночества проглядывает в самых неожиданных ракурсах.

Збигнев Бржезинский (Zbigniew Brzezinski), другой крупный американский политик и социолог, писал о том, что люди страдают от одиночества, назвав одиночество в числе других проблем, которые, по его мнению, будут легко решены в условиях компьютерной цивилизации. Он в конце концов обратился и к теме уединенности, одинокости людей. «Отчего страдает современный человек?», – спрашивает Збигнев Бржезинский в своей работе «Между двух столетий». «Он страдает, оттого что у него нет любимого человека, он не создал семью, он одинок». Но эта проблема может быть легко разрешена, думалось тогда этому социологу. Она будет снята самим развитием компьютерных цивилизаций, технологий, то есть когда появится возможность с помощью электронной свахи выбирать себе любимого человека, то исчезнет проблема, которая так мучительна для нынешних горожан.

Узок круг людей, узок круг общения, где найти человека, с которым можно было бы соединить судьбу. Но может быть, этот человек есть, и он живет на другом материке, в другой стране. И вот с помощью электронной свахи можно его найти, поместив объявление, что я, условно говоря, блондинка упитанности выше средней, умеющая готовить, добрая, ищу мужчину, имеющего автомобиль, мужественного, заботливого. И две одинокие души упадут друг другу в объятия, как в хорошем водевиле. Так эта проблема рисовалась Збигневу Бржезинскому на заре так называемого информационного или, как он называл, электронного общества.

Как люди переживают одиночество?  

Но реальность наших дней показывает, что тема одиночества не связана только с ресурсами общения. Она имеет глубокие социальные, психологические и всякие иные корни. Поэтому теперь, конечно, любая девушка может выйти в Интернет, зайти на сайт знакомств, встретиться с одноклассниками. И иногда, очень редко, можно услышать, что мы поженились, а познакомились-то мы на сайте. Но больше это приносит разочарования, потому что электронная сваха абсолютно безразлична к внутреннему миру человека, к уникальности личности, к его самостийности. Она может, конечно, познакомить людей, имеющих, казалось бы, общие интересы, но после появления электронных коммуникаций тема одиночества стала еще более острой, мучительной, и это отмечают все эксперты, которые занимаются этой проблемой.

Здесь нужно еще отметить, что бывает разное одиночество. Есть одиночество как пустотность, как полное отсутствие ценностей, погружение в небытие, по сути дела. И есть одиночество, насыщенное этими ценностями, когда человек даже ограждает свой внутренний мир от вторжения других людей и дорожит своим одиночеством. Тем не менее тема одиночества настолько явственно представлена сегодня в художественной литературе, в социологических исследованиях, в психологических исследованиях. Мы видим, что для того чтобы одиночество не было столь мучительным, люди должны разделять общие ценности. Только ценности сближают людей, общие взгляды, в известном смысле духовность. Но если эта духовность по определению отсутствует, и если мы живем в условиях ценностного вакуума, то, конечно, всякая попытка людей рвануться друг навстречу другу потом вызывает разочарования. В этой близости, в этом слиянии нет содержания, оно равно нулю, и поэтому потом горьким оказывается и расставание.

Причины одиночества в толпе  

Разумеется, у одиночества есть социальные, ценностные, цивилизационные корни. Социальные корни – в условиях мегаполиса, конечно, люди не имеют возможности встречаться так, как это происходит, например, в сельской общине, в деревне, где все знают друг друга, приветствуют, здороваются с человеком, который незнаком, но все равно, надо с ним поздороваться. Люди знают друг друга по лестничной клетке, или вот фильм, который я с большим удивлением посмотрел недавно второй раз, наверное, уже, «Дом, в котором я живу». Поразительно в этой картине показана коммунальная квартира, где живут, по крайней мере, две семьи. И когда однажды один писатель, описывающий жизнь в Советском Союзе, написал, как строится жизнь в коммунальной квартире, то ему никто не поверил из западных читателей, потому что дом – это дом, не могут в одной квартире жить две семьи. И решили, что это роман фантастический, потому что в реальности такого и быть не может.

И тем не менее люди в советское время жили в условиях коммунального была, дружили, помогали друг другу, потому что сама площадь квартирная, сама лестничная клетка сдружала людей. Кроме того, конечно, господствовали в обществе и определенные установки взаимопомощи, взаимовыручки. Все это, конечно, позавчерашний день. Сегодня во французской школе, например, если учительница видит, что два мальчика дружат, она обязательно посадит их за разные парты, потому что она не против дружбы, но эти дети должны в школе подготовится к жизни в большом обществе, а там существует конкуренция, там дружба, взаимовыручка может только повредить карьере. Ребенка уже со школьных лет готовят к тому, чтобы он был лицом частным, не располагал эмоциональными связями с другими людьми.

И вот мы столкнулись сейчас с тем, что мы разъединены и социально, и, если угодно, идеологически, потому что, конечно, в условиях Советского Союза существовало определенное единомыслие. Я не говорю сейчас о том, что все люди, живущие в СССР, разделяли эту идеологию, но тем не менее были определенные, вытекающие из этой идеологии, моральные ценности. Человек, который, допустим, провинился, получал партийное взыскание, сразу становился объектом внимания – мы тебя покритиковали, но ты, пожалуйста, не падай духом. Был дух коллективизма. Нисколько не идеализируя, конечно, советское прошлое, поскольку я выходец из этого исторического периода, могу сказать, что сегодня мы абсолютно разъединены тем, что мы может писать жалобы куда угодно, от исполкома какого-то, райсовета, до президента, но никто не читает эти письма, и никакие меры не принимаются.

Человек чувствует себя отвергнутым, его никто не поддерживает. И это, конечно, сильно углубляет ощущение разъединенности людей. В одной из своих работ я назвал это атомизацией общества. Общество атомизируется, то есть каждый живет своей уединенной жизнью, и если сопоставить это с тем, как складывалась жизнь в царской России, когда русские бабы, видя, что по трапу гонят преступников, приговоренных к смертной казни, это душегубы, но тем не менее несли им одежду, хлеб, молились за их грешные души. Этот дух соборности, общинности, который был присущ русской культуре, утрачен. Сегодня такое поведение вызвало бы крайнее удивление. Напротив, воспитана ожесточенность. Когда Андрей Дементьев, поэт, затрагивает тему преступников, то он пишет примерно такие стихотворные строчки: «Нелюдь не имеет права на жизнь, их убить нужно, убить». Ну, конечно, преступники, маньяки должны быть наказаны, это не вызывает сомнений. Но я сейчас говорю о том, что соборность, общинность, которыми всегда гордилась русская культура, сегодня исчезла, и это тоже один из факторов роста тягостного ощущения одиночества.

Как восстановить утраченные связи и ценности?  

Для того, чтобы одиночество перестало быть такой мучительной проблемой, нужно развивать не компьютерные технологии, не интернетные знакомства, а восстанавливать те социальные корни, если угодно, ценностные, которые в обществе утрачены. Это не задача индивидуальной психотерапевтической работы, потому что если ко мне приходит человек, страдающий от одиночества, то там идет индивидуальная работа. Работа с тем, что сделало человека одиноким, как можно ему помочь. Но у нас в психоанализе есть еще работа, которую Фромм называет массово-психологической, то есть отлаживание массово-психологических процессов. Мы совершенно утратили психологическую культуру. Мы перестали обращать внимание на этот психологический важный аспект, то есть то, что составляет здоровье нации, ее климат, ее образ жизни. И здесь огромная работа, прежде всего, конечно, психологов, специалистов, которые могут давать рекомендации. Задача для политических партий, которые могли бы рекрутировать избирателей вот этими доступными, понятными лозунгами, лозунгами восстановления ценностных и практических установок, духа коллективизма.

Когда случилась, допустим, летняя жара, горели торфяники, то это неожиданно нашло отражение в том, что люди, добровольцы, без всякого сигнала властей сами приходили и несли одежду, помогали, тушили пожары, выносили людей. Это была бескорыстная, так давно затаенная жажда близости к другим людям, вот этого самого гражданского соединения. Вспомним, как после терактов в метро люди, которые абсолютно не связаны с погибшими, много раз приходили, постоянно приносили цветы. И вот эти вестники солидарности, живущей в народе тоски по общности, мне кажется, вдохновляют. Они должны быть учтены теми, кто является сегодня политиками, исследователями нашего общества.

Комментарии к видео на

Показать предыдущий 1 комментарий
  •  
    zorkRu 14 июня 2012, 23:50

    Спасибо!!!

  •  
    farizfariz 9 февраля 2012, 20:49

    Бжезинский Збигнев падонок страшный, при чем тут он? Он не авторитет ни в одном вопросе.
    Видимо профессор забыл, кто развалил СССР.Мир построен по принципа того же сукицино Бжезинского.

  •  
    yourikyss 21 января 2012, 2:26

    @anatolij60 лапша со слов, идите на завод работать, ебланы.?