Знакомство и отношения

Большой бизнес и сексуальность

 
 


В России сформировался новый социальный слой людей, не просто богатых, а необыкновенно богатых – олигархов. При всей популярности этих персон, мы мало знаем об их поведении в обычной жизни. И тем более ничего не знаем об их сексуальности. Как влияет материальный достаток на качество сексуальной жизни? Не становится ли бизнес способом сублимации сексуальной энергии? На эту тему рассуждает профессор Павел Семенович Гуревич.

Особенности формирования слоя олигархов на Западе и в России  

В нашей стране после введения частной собственности сформировался новый социальный слой людей богатых, зажиточных, которых называют в нашей стране олигархами. Их поведение в значительной степени отличается от олигархов раннего капитализма, во-первых, и, соответственно, от поведения остальной части России. Первый слой богатых людей во многих европейских странах сформировался на основе протестантского этоса.

Эти люди были воспитаны в духе протестантизма, поэтому их воодушевляла трудовая этика, поскольку согласно протестантизму труд является не только средством для жизни, не только предназначением человека, но и судьбой человека. Эти люди трудились, зарабатывали деньги, но при этом найденное богатство предназначалось для расширения производства, для того, чтобы еще дальше развивать дело, ими поставленное, а вовсе не для того, чтобы растратить этот капитал.

Так вот социальный слой олигархов в нашей стране, конечно, формировался в других условиях. Во-первых, и в западных странах за 4 столетия протестантский этос в значительной степени, можно сказать, поистрепался, потускнел, поскольку после Второй мировой войны стало создаваться новое общество – его называют потребительским обществом. Согласно философии этого общества, человек рожден для наслаждения, труд перестает быть значимым, разрушается этика труда, люди живут для собственного наслаждения. Вероятно, это можно было бы обозначить строчкой Ивана Александровича Хлестакова: «Для того и живем, чтобы срывать цветы удовольствия».

И вот в условиях, когда и на Западе, и в нашей стране стал формироваться новый слой людей, не просто богатых, а супербогатых, наши олигархи были страшно далеки от протестантского этоса. В стране, которая была на протяжении многих десятилетий полуголодной (по выражению писателя Олега Битова, рядовой человек не мог почувствовать себя сытым, если он не съедал две тарелки супа), наличие денег стало поводом для того, чтобы не просто потреблять, а потреблять по самому высшему разряду, можно сказать, по купеческому разряду.

Поэтому наши олигархи сразу вложили деньги в огромные каменные замки, которые потом пришлось продавать или они никому не были нужны, не по карману, в роскошные автомобили, виллы, в определенный образ жизни, который ничего общего не имел с поведением представителей раннего буржуазного класса. Мы как-то просмотрели формирование этого слоя. И пресса, и социология мало внимания уделяла становлению класса олигархов, которые, во-первых, захватили огромную власть в стране. Это было связано с тем, что в нашей стране случилась раздача общественной собственности, то есть капитал, который обычно капиталист зарабатывает потом, напряженным, многопоколенческим трудом, буквально свалился на голову многих людей, оказавшихся рядом при раздаче общественной собственности. Поэтому у нас очень много богатых людей в стране. Это поражает весь мир, и многие эксперты говорят: чем больше богатых людей в стране, тем хуже живет само население.

Особенности поведения олигархов  

Сегодня наши олигархи занимают верхние строчки в журнале Forbs, где обозначаются самые богатые люди планеты. В то же время буржуазия других стран находится в состоянии крайнего смятения. Они наблюдают, как наши олигархи живут по высшему разряду, не просто роскошно, а с вызовом, с дикими выходками, с куражом, который даже никогда не был свойственен русской буржуазии.

Да, мы знаем, что купцы могли весело проводить время, тратить большие деньги, но тот размах, который вот присущ празднествам олигархов, способных арендовать целое помещение на курорте или целое побережье на курорте, замки, вести себя вызывающе, – это, конечно, вступает в противоречие с благочинной моралью многих европейских стран, где тоже есть люди, живущие с шиком, с благоденствием, но при этом существует некоторая этика, заставляющая их не выставлять богатство напоказ, не демонстрировать этот шик простым людям, вызывая тем самым социальное расслоение и целый ряд психологических проблем, связанных с тем, когда люди полуголодные или неимущие видят, как развлекается наша буржуазия, российская буржуазия.

Поэтому можно говорить о том, что кроме известных всем романов, допустим, писательницы Робски, в которых отражен быт, образ жизни этих людей, те приключения, которые связаны с их жизнью, мы очень мало знаем о том, как на самом деле складывается поведение этих людей. Только отдельные эскапады, которые попадают в печать, заставляют нас буквально вздрогнуть, потому что никогда в истории человечества, даже в условиях упадка Римской империи, люди не развлекались с такой дикостью, с таким размахом, с таким вызовом.

И это, конечно, одна из серьезных проблем, характеризующих поведение этих людей. Возникает клановое сознание, убежденность в том, что люди бедные вообще не имеют права на существования, и это находит отражение в некоторых высказываниях олигархов. Один из них сказал, что если у тебя нет миллиона долларов, то ты вообще не человек. И это не просто фраза, это психология и даже идеология наших нынешних олигархов.

Но можно также сказать, что у этих людей есть свои проблемы. Проблемы, которые снижают качество жизни, заставляют их страдать или соответствовать известному названию сериала «Богатые тоже плачут». Прежде всего, этим людям приходится часто обращаться к психоаналитикам, поскольку есть ощущение гигантского напряжения, немыслимой конкуренции, и даже известной пустотности жизни. Потому что за пределами бизнеса, пожирающего все внутренние ресурсы человека, остаются вот эти самые дикие развлечения, которые, конечно, не приносят людям счастья.

Почему асексуальность становится нормой?  

Когда проходила сексуальная революция, то многим казалось, что ее размах будет все большим и большим, и что люди будут получать огромное наслаждение от сексуальных утех непрерывно, расторможенно, без комплексов. Но вдруг оказалось, что многие люди асексуальны по определению. Это связано с тем, что либидозная энергия, сексуальная энергия, которая, по выражению или по мысли Фрейда, является энергетикой каждого человека, расходуется в огромных масштабах и с огромным напряжением на те цели, которые связаны с бизнесом.

Бизнес буквально пожирает своих детей. И поэтому часто в клинической практике мне приходится сталкиваться с женами олигархов, которые жалуются на то, что их мужья перестали выполнять супружеские обязанности. Дело не в том, что они нуждаются в лечении обычном, какой-то инспирации сексуального инстинкта, потому что они не являются импотентами и никакая виагра им не помогает. Это чисто психогенное состояние. Это особое состояние, которое вытеснено на периферию психики, и такой человек, когда он встречается с вызовом жены, искренне недоумевает, чего она хочет. И часто в ответ на ее готовность вступить в интим с недоумением говорит: «Разве я тебе не подарил шубку? Ты, наверное, хочешь еще какую-то шубку?» То есть сексуальное желание сублимируется, замещается покупками, дарами. Для того чтобы самому войти в состояние эротической взволнованности, таким людям не хватает либидозной энергии, она вся растрачена.

Я должен сказать, что это явление новое. И мы, по сути дела, никогда в истории человечества не встречались с таким феноменом. Да, конечно, были эпохи, например, эпоха раннего христианства, когда сексуальная жизнь репрессировалась, и при этом люди, конечно, были подвержены действию сексуального инстинкта и обнаруживали эту скрытую сексуальность и эротичность. Здесь другое, потому что как раз мы имеем дело с мучениками сексуальности, с теми людьми, которые абсолютно стерильны, они вовсе не скрывают, как это было на примере с ранними христианами, действия своих сексуальных вожделений. Эти вожделения попросту замещаются у них другими целями: целями наживы, трудностями бизнеса, с которыми они сталкиваются.

Даже в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения, когда господствовала так называемая платоническая любовь, существовала куртуазная поэзия, просвещающая или устанавливающая между людьми отношения романтические, идеальные. Рыцарь, влюбленный в какую-то знатную сеньору, вовсе не добивался ее как сексуальной партнерши, ему было достаточно писать ей любовные стихи, посвящать романсы, петь возле ее окна. Но при этом никто из культурологов, сексопатологов не фиксировал снижение самой сексуальной энергетики. Снижение сексуальной энергетики среди мужчин – это знаковое событие наших дней, недостаточно изученное, недостаточно обратившее на себя внимание.

Многие клиницисты по инерции говорят о том, как можно было бы помочь мужчинам, которые испытывают трудности в сексуальной жизни. Но при этом существует прежняя установка, когда эти люди обратятся к клиницисту, он может назначить им лечение, порекомендовать некоторые препараты или провести с ним необходимую терапевтическую работу, если они испытываю психогенные трудности. Но сложность нынешней ситуации состоит в том, что эти люди и не собираются обращаться к психотерапевтам. Они не испытывают свой ущербности, им кажется, что это нормально, тот образ жизни, который они ведут, ничем не отличается от того, как живут другие люди. Асексуальность возводится в норму.

И здесь мы видим некоторую смычку между поведением массовым и поведением олигархов. Но все-таки, конечно, существует психологическое отличие образа жизни олигархов с их напряженной, травматической психической жизнью, потому что те выходки, от которых ужасается интеллигенция других стран, когда встречается с нашими туристами, отдыхающими олигархами, не являются проявлениями невоспитанности, некультурности нашей страны, а просто являются формой сублимации.

Когда человеку приходится вести такой образ жизни, который на пределе сил, возможностей и ресурсов, то, конечно, это требует не обычного отдыха, некоторого сброса стресса, а чего-то такого будоражащего, экстенсивного такого, необычного, предельного. И вот это и есть та самая проблематика социального и психологического аспекта жизни олигархов.